Пятнадцать лет – промежуточный возраст.
(Интервью с А.Э.Лейфером)

     Дмитрий Соснов: - Совсем недавно омской писательской организации Союза Российских писателей (СРП) исполнилось пятнадцать лет. Это уже возраст. А как всё начиналось? Кто стоял у истоков, и вообще, почему возник новый Союз писателей – ведь дело не только в разных политических взглядах литераторов?
     Александр Лейфер: - Придумали СРП не в Омске – в Москве. Он был зарегистрирован как общероссийская общественная организация в конце 1991 года. Постепенно сведения об этом  дошли до Омска. Здесь нашлась группа литераторов (критик Эдмунд Шик, поэт Евгения Кордзахия, прозаики Михаил Малиновский, Раиса Абубакирова  и Александр Лейфер-Д.С.),которая решила организовать отделение этой новой творческой  литературной организации в Омске. В отличие от традиционного Союза Советских  Писателей, который был организован в начале 30-х годов прошлого века по указанию сверху, наш союз возник на подлинно демократических принципах, по инициативе снизу, власти решения об этом не принимали. Почему часть российских литераторов перестало устраивать членство в уже существовавшем Союзе писателей? К сожалению, для того , чтобы ответить га этот вопрос, приходиться вспоминать некоторые неприятные вещи – в последние годы существования традиционный СП раздирали серьёзные противоречия. Если почитать сейчас стенограммы последних писательских пленумов конца 80-х годов, то видишь, что собирались для совместного разговора не соратники  по творчеству, а самые настоящие враги. Эти стенограммы полны взаимных оскорблений и резких обвинений…Конкретным поводом для раскола послужила публикация в еженедельнике « Литературная Россия» от 2 марта 1990 года так называемого «Письма 74-х». Семьдесят четыре российских литератора, подписавшие это письмо, жаловались в высшие государственные органы на засилье в литературе представителей нерусских национальностей. Поднялся большой шум. «Литературная газета» назвала это письмо «нацистким документом», а с другой стороны во всех местных писательских организациях началась компания по дальнейшему его подписанию. Двое омских литераторов, критик Эдмунд Шик и прозаик Михаил Малиновский не только отказались подписывать данное письмо, но и вообще вышли из омской писательской организации – в знак протеста. А в это время в Москве уже шла подготовительная работа к созыву Учредительного Съезда СРП. Это был 1991 год.  Его участником от Омска стал критик Эдмунд Шик. После его возвращения и началась практическая подготовка по организации омского отделения нового писательского союза.
     Если отбросить националистическую сторону этой истории, то ничего небывалого и страшного не произошло. Дело в том, что творческие люди неважно себя чувствуют, когда их заставляют что ли, «маршировать по-солдатски». Никого сейчас особенно не удивляет, что существуют два МХАТА, две «Таганки», что параллельно с газетой «Известия»  выходят не менее интересные «Новые известия». В своё время Союз Советских писателей и был создан после насильственного роспуска многих литературных сообществ. Власти просто решили, что им будет удобней и сподручней руководить одной писательской организацией. Старый СП сделал немало хорошего, но со временем он превратился в громоздкую, непонятную организацию – своеобразное «министерство литературы» , где все командные точки были заняты лояльными к власти людьми. Сейчас, при существовании нескольких литературных Союзов, властям, разумеется, сложнее контактировать с пишущей братией. Не случайно задерживается принятие Госдумой закона о творческих союзах, которого давно уже ждёт вся творческая интеллигенция нашей страны. Но я уверен, что с укреплением экономической составляющей нашей жизни будет принят и этот закон. Что касается конкретно нашего омского отделения СРП, то местные органы юстиции зарегистрировали его 14 июля 1993 года. Это дата является нашим днём рождения. В 1999 году мы, как и все общественные организации, прошли перерегистрацию. Никакого своего особенного омского Устава мы придумывать не стали, руководствуемся тем Уставом, который был принят, а затем дополнен Всероссийскими съездами СРП, которые собираются раз  в пять лет. А самый первый документ о регистрации омского отделения  СРП подписали  прозаик Раиса Абубакирова, поэт Евгения Кордзахия и я.
    

     -Как развивается омская организация СРП?
     Недавно мы получили известие из Москвы, что в СРП  приёмной комиссией принята детская писательница Эльвира Рехин. Это 29 член СРП в Омске. Мы не принимаем людей в Омске, а только рекомендуем. С каждым годом приёмная комиссия всё строже. Сейчас её возглавляет прозаик Вячеслав Отрошенко, лауреат многих литературных премий. И при приёме того или иного человека смотрят больше не на формальную строну вопроса( литератор должен выпустить две книги) , а на  то, каково его участие в литературном процессе. В конце-концов, две книги издать не так уж трудно, особенно, если втор  - человек не бедный или умеет работать со спонсорами. А вот является ли он активным участником того, что называется «литературным процессом» - то есть печатается ли он в периодике, в коллективных сборниках, знают ли его читатели своего региона – эти вопросы также рассматриваются в приёмной комиссии..Но дело ,разумеется, не в количественной  стороне, а в том, заметна ли  деятельность  нашей писательской организации на общем культурном поле нашего региона? Думаю, что свой скромный вклад в общую литературную работу вносим и мы. Начиная с 1995 года выпускаем альманах «Складчина» о котором время от времени пишут московские периодические издания – «Новый мир», «Знамя», Литературная газета», «Литературная Россия».Стоит назвать и существующий уже десять лет  молодёжный литературный конкурс на соискание премии имени Ф.М.Достоевского одним из учредителей которого мы являемся.
     
     - Литературу всегда поддерживали меценаты,  как обстоит дело сейчас. Как осуществляется поддержка молодых дарований?
     -Сказать, сказать, что всё обстоит здорово – вряд ли можно. Тот же выпуск « Складчины» -- ему время от времени помогают различные государственные и коммерческие организации. В частности, Министерство культуры Омской области, Департамент культуры  городской  администрации Омска, и , конечно президент корпорации «Енисей» Алимбаев Тамир Алимбаевич.  Но пора бы нашему альманаху выйти  на более серьёзную орбиту – то есть иметь хотя бы небольшой гонорарный фонд, зарегистрироваться и организовать подписку. Та же премия имени Ф.М.Достоевского(учредители Министерство по делам молодёжи Омской области, омский  филиал РФК и пивной гигант «Росар» (ныне – «Сан-Инбёв») открыла несколько десятков новых имён.(сделать вставку фамилий!)…
     В воздухе витает идея издания коллективного сборника этих авторов. Издать этот сборник надо достойно – ведь он, по сути, представит всю молодую литературу нашего региона. Вопрос же с финансированием этого сборника остаётся пока открытым.
     
     -Какими  видятся перспективы СРП?
     -Перспективы? Надо писать, печататься, сохранять и развивать  «Складчину», поддерживать премию имени Достоевского. Время от времени нужно проводить семинары молодых литераторов «Я вижу мир через себя». После каждого выходит сборник « На первом дыхании» - многие молодые вступили в союз, выпустили книги. Наметилось в последние годы, более тесное сотрудничество с Министерством культуры Омской области, и Департаментом культуры горадминистрации. Эти организации стали больше привлекать нас к своим проектам. наиболее крупный из них – 3-х томная антология произведений омских писателей «Сегодня и вчера» - наша писательская организации приняла в нём соответствующее участие, в результате читатель получил прекрасно изданный 3-х томник по которому вполне можно судить о состоянии литературы нашего региона. Пятнадцать лет – даже на официальном уровне – промежуточная цифра, но когда всё начиналось с нуля – это тоже определённый этап нашего развития.

 


     -Ваши пожелания авторам «Пилигрима»?

     - Что касается «Пилигрима», то он с самого своего начала обратил на себя внимание подлинной, ненатужной молодёжной направленностью, он избирательно делается, избирательно оформляется. Хотелось, чтобы в «Пилигриме» авторы рассматривали себя не просто в зеркале, а видели и свой  журнал и свою литературную работу в общем литературном пространстве и регионального, и общероссийского масштаба, чтобы там высказывались мнения или была информация о других литературных изданиях, выходящих в соседних сибирских городах и в Москве. Это  будет способствовать расширению кругозора читателей.
     - Спасибо.

      Беседовал Дмитрий Соснов
     Журнал «Пилигрим», № 2 (10) 2008.