Александр Лейфер 
Делай, что должен, или Несколько слов об альманахе «Складчина»


 В 1993 году было зарегистрировано Омское отделение Союза российских писателей. И сразу же возникла идея издавать свой коллективный сборник. Естественно, встал вопрос о названии. К специально посвящённому этому вопросу писательскому собранию был подготовлен большой список вариантов. Некоторые были придуманы именно для этого случая, а некоторые, учитывая, что новое – это хорошо забытое старое, были взяты из библиографических справочников, фиксирующих старые альманахи и сборники, в том числе и некоторые издания XIX века. И именно одно из таких старых названий – «Складчина» - и понравилось участникам того давнего собрания. Так именовался коллективный сборник русских писателей, выпущенный в 1874 году в пользу голодающих губерний Поволжья. (См. об этом: Лейфер А. О нашем названии // «Складчина-3». – Омск, 1997. – С. 535-536).
 Как вскоре оказалось, название понравилось не только нам. Известный критик Людмила Якимова поместила в одном из новосибирских еженедельников благожелательную статью о новом сборнике. В ней, в частности, говорилось:
  «Название - «Складчина» - само по себе творческая удача, семантически удивительно ёмкое слово и понятие. Слышится в нём призыв к ладу, единению, сложению сил, слышится то, в чём так нуждаются сегодняшний мир, страна, люди» ) «Наука в Сибири». – 1996. - № 4).
  Четырнадцать лет назад в короткой заметке «От составителя» я попытался сказать, по каким критериям шёл отбор в задуманное нами издание:
  «У «ворот» сборника автора оценивали не по тому, какой членский билет лежит в его кармане (и лежит ли вообще), а по творческому уровню. Уверен, что читателя, для которого все мы в конечном итоге работаем, устраивает такой принцип» («Складчина». – Омск, 1995).
  В редколлегию сборника вошли прозаик Михаил Малиновский, критик Эдмунд Шик (1930-2002 гг.) и поэт Елена Миронова-Злотина (1936-1994 гг.). Стать редактором-составителем «Складчины» было поручено мне. Дизайн издания разработал молодой художник-график Андрей Машанов. Основные элементы оформления, а главное – рубрики «Складчины», несмотря на все метаморфозы, которые с ней произошли, мы стараемся сохранить до сих пор. Это разделы «Проза и поэзия», «Очерки и публицистика», «Критика и литературоведение», «У нас в гостях», «Живое прошлое», «Публикации», «Искусство», «Воспоминания», «Переводы», «Иронический ракурс», «Прочтите детям», «Хроника».
  Мы задумывали ежегодный выпуск своего сборника. Он выходил четырежды – в 1995, 1996, 1997 и в 2004 годах. Думается, что теперь трудно представить литературную жизнь Сибири без этих аккуратных чёрных томов.
  Перерыв между третьим и четвёртым выпусками «Складчины», вызванный общей российской бедой – дефолтом 1998 года, затянулся. Для молодой, только встававшей на ноги писательской организации – Омского отделения Союза российских писателей – это был непростой период: отсутствовало объединяющее начало, роль которого всегда играет периодическое издание – будь то солидный ежегодник или небольшая газета. О том, с каким трудом выпускалась «Складчина», говорит, например, то, что среди поддержавших её выход был с одной стороны – наш земляк, старейший депутат Государственной Думы О. Н. Смолин, а с другой – президент Фонда А. И. Солженицына – Н. Д. Солженицына. Возможно, тут сработали не только литературные достоинства печатающихся у нас текстов, но и наши открытость и неполитизированность.
  В конце 2001 года наша писательская организация заключила договор о творческом сотрудничестве с известным омским предпринимателем Тамиром Алимбаевым. В результате опять появилась возможность иметь свой печатный орган – малоформатную, нечасто выходящую литературную газету, которую назвали уже известным читателям именем - «Складчина». Её пилотный, «нулевой» номер вышел в марте 2002 года.
  Приведу заголовки некоторых газетных откликов на новое издание: «Второе рождение «Складчины» («Литературная Россия»), «Возрождение «Складчины» («Новое обозрение»), «Неистребимая «Складчина» («Четверг»), «Складчина» стала омской «Литературкой» («Вечерний Омск»), «Складчина» - для души» («Труд-7»), «Складчине» - долгих лет!» («Маяк»), «Складчина» - это путь в большую литературу» («Класс»).
  А в редакционной заметке «К читателям», помещённой в пилотном номере литгазеты, говорилось:
  «Есть стремление придерживаться тех же творческих принципов, которые соблюдались при подготовке коллективных сборников «Складчина», - неполитизированность, уважение к различным литературным вкусам, высокие требования при отборе предназначенных для публикации произведений».
  Вышло 18 номеров газеты, свою роль она сыграла. В 2005 году было решено преобразовать её в небольшой альманах. В этом формате «Складчина» выходит и поныне. Это небольшие изящные книжки, выходящие трижды в год. Объём – 10 печатных листов, тираж 500 экз., иллюстрации минимум.
  Разумеется, альманах печатает прежде всего местных авторов, для того он и существует. Но рубрика «У нас в гостях» присутствует почти в каждом выпуске. Благодаря ей омские читатели познакомились, например, с иркутским альманахом «Свой голос», со стихами томича Дмитрия Коро, москвичей Татьяны Нешумовой и Андрея Коровина, проживающей в Лондоне Лидии Григорьевой, иркутянина Анатолия Кобенкова, Ольги Григорьевой из Казахстана, новосибирцев Марины Акимовой и Владимира Ярцева, пермяка Юрия Беликова, красноярца Ивана Клинового, а также с рассказами проживающего в Обнинске Петра Ореховского, томича Владимира Шкаликова, красноярца Романа Солнцева.
  Было и несколько «изюминок». Мы напечатали роман Алисы Поникаровской «По дороге в рай», который номинировался в 1998 году на премию Букера. Работающие в соавторстве супруги Светлана и Николай Пономарёвы опубликовали в «Складчине» свою повесть «Фото на развалинах», которая в 2007 году получила первую премию на Всероссийском открытом конкурсе Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Благодаря дружбе со вдовой нашего земляка Леонида Мартынова Г. А. Суховой-Мартыновой, мы впервые опубликовали несколько его стихотворений и новелл. Своеобразной сенсацией стала публикация стихов Артура Конан Дойля в переводах омича – поэта-переводчика Евгения Фельдмана: о том, что на родине всемирно знаменитого «отца» Шерлока Холмса чтут и как поэта, знают у нас немногие.
  Или такой факт. Однажды «Новый мир», который нет-нет да помянет «Складчину» в своих знаменитых обзорах «Периодика», похвалил наш альманах за настойчивость в пропаганде необдуманно забытой буквы «ё». Ну, разве не приятно?..
   
  ***
   
  В самом конце 2007 года в рамках проекта «Провинциальные вечера», осуществляемого Правлением Союза российских писателей и представляющего собой презентацию местных литературных изданий перед московской публикой, мы со своим скромным альманахом оказались в столице. 17 декабря в Малом зале Центрального Дома литераторов с успехом прошёл вечер «Неистребимая «Складчина». Его открыла первый секретарь Правления СРП Светлана Василенко. Перед переполненным залом, вмещающим 120 человек, выступили с чтением своих произведений приехавшие из Омска члены редколлегии альманаха – поэты Галина Кудрявская и Вероника Шелленберг, прозаик Александр Дегтярёв. К ним присоединились и другие авторы «Складчины» - приехавший из Обнинска Пётр Ореховский, а также москвичи – автор слов песни «Омские улицы» Михаил Сильванович (эта популярная, давно ставшая музыкальной эмблемой Омска песня звучала во время вечера), поэтесса Татьяна Нешумова, прозаик Алиса Поникаровская, автор стихов для детей Нина Саранча. В вечере приняли участие депутат Государственной Думы О. Н. Смолин, вдова поэта Леонида Мартынова Г. А. Сухова-Мартынова, заведующий отделом критики журнала «Знамя» К. А. Степанян, исполнительный директор Омского землячества в Москве И. В. Моренко. Вели вечер омский поэт Сергей Денисенко и автор этих строк.
  Вторая встреча авторов альманаха «Складчина» с москвичами состоялась через день - 19 декабря 2007 года в весьма престижном на литературной карте столице месте – Булгаковском центре на Большой Садовой. Открыл вечер руководитель литературных программ Центра поэт Андрей Коровин. Здесь к омским и московским авторам альманаха присоединился приехавший из Санкт-Петербурга молодой поэт Иван Денисенко. В вечере приняла участие дочь известного писателя Георгия Маркова О. Г. Маркова, в своё время предоставившая для альманаха неопубликованную документальную повесть отца, чья литературная молодость прошла в Омске.
  До этого мы ещё ни разу никуда не «вывозили» свою «Складчину», даже в ближайший райцентр. А тут сразу – презентации в Центральном Доме литераторов и в Булгаковском центре… Хорошие слова о нашей работе, услышанные там, не только приятно вспоминать. Ощутив доброжелательный взгляд со стороны, начинаешь осознавать: к нам, к нашему скромному альманаху весьма серьёзно относятся весьма серьёзные, хорошо известные в литературных кругах люди. О «Складчине» знают не только в Омске, но и во всех российских городах, где есть отделения и представительства Союза российских писателей. Мы – часть общероссийского литературного процесса. Процесса, который силой слова мужественно пытается противопоставить себя всеобщему оболваниванию, «опопсению» и пошлости, насаждаемым с телевизионного экрана, из-под глянцевых обложек и даже с театральных подмостков. Мы – активные участники данного противостояния, и это ко многому обязывает. Нужно держать «планку», расширять круг авторов, искать новых талантливых прозаиков, поэтов, критиков и публицистов. Нужно серьёзно думать о распространении альманаха, об увеличении его объёма и тиража, о том, как выйти не только на читателя-горожанина, но и на любителя литературы, живущего на селе. Следует сделать полноценной электронную версию альманаха (www.srpomsk.ru). 
  Конечно, было бы наивным думать, что мы в обозримом будущем одержим верх в этом противостоянии: пока само общество тратит миллиарды на то, чтобы молодёжь воспитывали не книжная полка, а какая-нибудь лолита с её абсолютным отсутствием комплексов или заласканный критикой режиссёр, «осовременивающий» классических «Дачников» изображением доброго десятка половых актов. Но не сидеть же сложа руки, моральная правота за нами. Поэтому надо следовать древнему правилу: делай, что должен, и будь, что будет.
   
  Александр ЛЕЙФЕР,
  редактор альманаха «Складчина»,
  председатель Омского отделения
  Союза российских писателей,
  заслуженный работник культуры РФ.